Коронавирус: реванш панголина

или как использовать науку, чтобы понимать действительность и защититься от заговора

Автор: Роберто Каццолла Гатти, Ph.D., Биолог

Доцент Биологического Института, Томский Государственный Университет, Россия

Research Fellow, Konrad Lorenz Institute for Evolution and Cognition Research, Австрия

Перевод с итальянского: Алена Величевская, биолог, переводчик с итальянского

SARS-CoV-2 (COVID-2019)  на самом деле вырвался из лаборатории г. Уханя или же является результатом систематического произвола над Природой со стороны человека? В прошедшие дни распространилась новость, что актуальный коронавирус, который отрезал от внешнего мира большую часть людей и уже инфицировал около 3 млн. человек, унеся жизни почти 200 тысяч,– результат лабораторной разработки, вырвавшийся из под контроля. Тревога началась по вине некоторых старых репортажей научных служб новостей, которые в 2015 году рассказывали о выполненных экспериментах над рекомбинантным коронавирусом, полученным из SARS, в Китае.

Эти подозрения были запущены также и американскими массмедиа и французским нобелевским лауреатом Люком Монтанье́. К сожалению, мы знаем, что фальшивые новости (fake news, анг.) находят плодоносную землю в социальных сетях, и во время пандемии заговоры и паранойи вовлекают главным образом людей, менее подверженных им. На этот раз новость распостранялась из авторитетных источников еще до начала «сомнительного» периода, вызывая, однако, много подозрений. Поэтому, из любознательности и профессиональной деформации, я захотел лично исследовать этот вопрос, и понять, что из этого правда.

Прежде всего я попытался найти первоначальное исследование, упомянутое в репортаже 2015 года, в котором говорилось о рекомбинации между вирусом SARS, испытываемого на мышах, и S-белками (спайковые белки, белки-«шипы», от анг. spike; они осуществляют связывание с клетками) коронавируса летучих мышей вида Rhinolophus leschenaulti. Это рекомбинация привела к появлению штамма вируса, известного как SHC014.

 Таким образом, я решил найти исследования, известные в литературе, касающиеся экспериментов с рекомбинантным коронавирусом SHC014. Тут собственно и всплыло на свет то исследование 2015 года, опубликованное в научном медицинском журнале Nature Medicine (Menachery et al. (2015). A SARS-like cluster of circulating bat coronaviruses shows potential for human emergence. Nature medicine, 21(12), 1508), касающееся экспериментов, широко распространенных журналистскими репортажами 5 лет назад. Еще перед прочтением всей статьи меня поразило любопытное совпадение, что один из двух авторов с явно китайской фамилией имеет аффилиацию Key Laboratory of Special Pathogens and Biosafety, Wuhan Institute of Virology, China. И собственно в этой лаборатории, как приводится в статье, были произведены «эксперименты по псевдотипированию, похожие на те, в которых использовали один из псевдовирусов с основой ВИЧ». На самом деле, какова вероятность того, что неизвестный вирус распространяется по всему миру и очаг начала распространения – город, в котором есть лаборатория, где пять лет до этого были созданы похожие смертельные коронавирусы, как и этот, гуляющий по миру (тем более, созданные по модели вируса, вызывающего СПИД)? Честно говоря, есть больше возможностей выиграть лотерию, играя всего лишь один раз в жизни. Материала, чтобы плохо думать обо всем этом, было уйма.

Так, во мне начинало сходиться убеждение, что, по крайней мере, в этот раз fake news не были собственно такие уж и fake, и что комплотисты не были такими уж и комплотистами. Если бы я остановился на видео, гуляющем по интернету, или на чтении только лишь названия статьи, фамилии и аффилиации авторов исследования, в этом случае я не имел бы сомнений, что то, что заставляет половину человечества сидеть на карантине, является результатом генетической манипуляции, созданным ad hoc (лат. – специально для этого) в лаборатории, чтобы атаковать человека. Но наука и научные исследования не могут останавливаться на поверхности вещей и должны внедряться вглубь до того момента, когда гипотезы не подтвердятся фактами.

Так, я полностью прочитал исследование 2015 года и искал в дополнительных материалах какие-либо данные, полезные для лучшего понимания того, что, казалось, было настоящим заговором, задуманным за круглым столом против здоровья нашего вида. Действительно, в приложенных к статье документах я нашел последовательность аминокислот S-белков, используемых для связывания коронавирусов с рецепторами клеток и являющихся результатом генетической инженерии между видом летучей мыши и мышиным штаммом вируса SARS. Эта аминокислотная последовательность (основные компоненты протеинов, которые транслируются вирусной РНК) имеет крайнюю важность при передаче человеку, потому что, когда эволюционируют и совпадают рецепторы ангиотензинпревращающего фермента 2 (сокращенно, АПФ2 или ACE2) вирус может «перескакивать» на другие виды.  Многие боялись, что этот модифицированный в лаборатории коронавирус был, случайно или направленно, распространен из лаборатории города Уханя и начал инфицировать сначала местное население, а затем и весь мир.

После того, как я изучил последовательность аминокислот рекомбинантного коронавируса, я попытался понять, что было правдой и в официальном опровержении, опубликованном некоторыми исследователями в недавнем научном письме (scientific letter, анг.) в том же журнале (Nature Medicine: Andersen et al. (2020). The proximal origin of SARSCoV-2. Nature Medicine, https://doi.org/10.1038/s41591-020-0820-9) и взятое массмедиа как доказательство того, что нынешний коронавирус имеет природное происхождение и не был создан в лаборатории. Однако хорошо известно, что scientific letters не проходят процедуру рецензирования, так называемой «проверки равными», «рассмотрение коллегами» (peer-review, анг.), и обычно публикуются в зависимости от взглядов издателей. То есть, сомнения могли продолжать существовать, несмотря на то, что в введении научного письма читаем: «Наш анализ отчетливо показывает, что SARS-CoV-2 – не лабораторная фальсификация, или созданный специально вирус». Хотя, интересно, что сравнительный анализ, предложенный этими исследователями, нигде не упоминает (и не цитирует, если не указывая в общей манере генно-инженерную последовательность, определяемую как “Bat – SARS-COV-related”) исследование, касающееся коронавируса, созданного в Ухане в 2015 году. Кроме того, авторы в завершении работы допускают, что «невозможно опровергнуть полностью другие теории, но мы не верим, что вероятны любые гипотезы о создании нынешнего вируса в лаборатории».

Так, я захотел лучше понять обо всем это, рассуждая таким образом: «кому я должен верить? Если также и мы откажемся от поисков правды, будучи учеными, как может общественное мнение иметь правильную идею о действительности на основе информации, читаемой в журналах (в том числе и научных)?». Я находился в состоянии, которое греческие философы определяли как «апория»: неразрешимость проблемы в том случае, если она основывается на определенных предпосылках. Поэтому мне казалось необходимым изменить предпосылки. Даже если, по видимости, это маловероятно (исходя из того, где был создан рекомбинантный вирус и где распространился в начале), но что могло бы подтвердить гипотезу природного происхождения и опровергнуть теорию заговора?

Я искал научные работы, которые приводили аминокислотные последовательности SARS-CoV-2, полученные из анализов образцов первых пациентов, положенных в больницы города Уханя (Zhou et al. (2020). A pneumonia outbreak associated with a new coronavirus of probable bat origin. Nature, 579(7798):270-273). Затем япопробовал сравнить их с последовательностями аминокислот (того же COVID-19, SARS 2002 года, коронавирусов мышей, летучих мышей и панголинов), приведенными в недавно опубликованном в журнале Nature научном письме, и с последовательностью SHC014, созданного в лаборатории в 2015 году. Потребовалось время, чтобы привести в порядок различные положения аминокислот, использованные в трех исследованиях, и составить сравнительную таблицу. Но получившийся результат, с моей точки зрения, помогал все понять (смотри следующую таблицу).

Из таблицы видно, что соответствие аминокислот (аминокислоты отождествлены заглавным буквам в цветных квадратах таблицы. Они присутствуют в ключевых местах связывания вирусных «белков-шипов» (spikes S1) к сайтам рецепторов на поверхности человеческих клеток (ACE2; цифры в первой строке таблицы соответствуют позиции ключевых сайтов белка S1) между актуальным COVID-19  и генетически модифицированным в 2015 году коронавирусом (SHC014) довольно-таки низкое. Наблюдаем много разных аминокислот между этими двумя последовательностями, так же как и между этими последовательностями (COVID-19 и SHC014)  и штаммом вируса SARS-Urbani 2002 года и того, мышиного (Mouse-MA15), используемого как основа для генно-инженерного коронавируса 2015 года.

Предположения, что COVID-19 был создан и затем вырвался из лаборатории Уханя, следовательно, могут быть дискредитированы на основе самых недавних научных доказательств.

То, что напротив выявляется, так это действительность в такой же степени (или, может быть, даже еще больше) тревожная: коронавирус, который стал пандемией за последние месяцы, имеет небольшое сходство с коронавирусами, которые инфицируют два вида летучих мышей из рода подковоносов – Rhinolophus affinis e Rhinolophus sinicus (последовательности Bat-Rs e Bat-Ra соответственно в таблице) и идентичен коронавирусу, который поражает яванских панголинов Manis javanica.

И вот тогда более чем правдоподобная теория заговора после тщательного научного анализа выявляет причину комбинации вероятностей, равной победе в лотерее: в то время как эксперимент, выполненный в Ухане в 2015 году над рекомбинантным коронавирусом, и распространение актуальной пандемии являются всего лишь несчастливым совпадением, присутствие самого большого мирового рынка диких животных, скопленных в грязных и тесных клетках, содержащиеся в живых до момента жестокого, равнодушного убийства на заказ со стороны клиентов, не является таковым.

Так что, не является совершенной, чтобы быть результатом случая, комбинация между настоящей пандемией и экспериментами, сколь та, с рынком живых животных Хуанань в Китае. В этом месте пыток сливаются воедино браконьерство с незаконной поимкой животных из их природной среды обитания, плохое обращение, недопустимые условия заключения и различные инфекции при отсутствии гигиенических и медицинских норм.

Идя по улочкам этого бесконечного варварского рынка в Ухане, где экскременты и кровь животных смешиваются с потом и слюной клиентов, легко понять, почему смертоносные вирусы могут легко передаваться от одного виду к другому. Собаки, кошки, змеи, еноты, генеты, курицы, свиньи, летучие мыши, панголины, рыбы любого вида и размера и т. д., бессильные, изнуренные и уже лишенные любого желания о свободе, наблюдают  за сотнями людей, запыхающихся в отвратительной закупке любого дышащего существа на Земле. Равнодушные, но сведущие покупатели прогуливаются перед рядами малюсеньких клеток, в которых дикие животные, жестоко вырванные из Природы и одомашнены – выращены с жестокостью в тесноте – ожидают часами, а часто и днями, их приговор.

Там, на улицах этих рынков жизней, где вдыхается только лишь запах смерти, часто случается встретиться взглядом с чудесным существом с любопытными глазами и с телом, состоящим из тонких пластинок – своего проклятья. Яванский панголин – вид, имеющий большой риск исчезновения согласно Международному союзу охраны природы и природных ресурсов, МСОП (International Union for Conservation of Nature and Natural Resources, IUCN, анг.) (https://www.iucnredlist.org/species/12763/123584856).

Они незаконно ловятся в Малайзии и Индонезии, в тех самых лесах, где вырубаются деревья для изготовления тропической древесины, бумаги, пальмового масла, и продаются на китайских рынках, как например в Ухане, потому что как и другие тысячи животных и растений, находящиеся в огромном риске, считаются основными элементами китайской традиционной медицины. Чешуя этого загадочного и уже редкого животного извлекается и высушивается в то время, как панголинов варят живьем, и считается, что она помогает при вскармливании грудных детей,  используется для предотвращения инфекций и при лечении кожных проблем. Жаль, что и в отсутствие любого научного основания этих практик в этом мире возможно оправдать истребление любого вида на Земле. Достаточно продолжить разрешать – что мы и делали до сих пор – на основании лицемерной терпимости, мотивированной уважением кулинарных или медицинских традиций одной нации (между прочем, довольно многочисленной, исходя из того, что насчитывается почти 1.5 миллиарда).

В эпоху, в которую мы способны изобрести любую абсурдную теорию заговора, даже обижая, унижая и дискриминируя один из народов, мы должны осознавать, что уважать различия, культуру и традиции одной нации немножно отличается от необходимости терпеть произвол и насилие по отношению к другим живущим существам. Злоупотребления, которые потом обратятся против нас.

Весь этот случай меня многому научил и я захотел поделиться этим, потому что, надеюсь, что все те, которые прочитают эту статью, смогут извлечь какое-нибудь полезное наставление. Для начала мы должны научиться искать правду, которая никогда не находится на поверхности и никогда не ищет легких путей; мы должны научиться не верить всему, что говорится, но также и не дискредитировать все, о чем рассказывается; мы должны больше научиться думать головой, но ставить под сомнение каждую отдельную мысль, чтобы потом сравнить ее с мнением остальных, живущих в мире, и понять ее годность; мы должны научиться доверять науке, но не верить во все, только лишь потому, что это говорят ученые; мы должны научиться вместе ставить под сомнение науку, потому что только лишь с ошибками, повторениями и сомнениями она может продвигаться вперед; мы должны научиться  меньше верить в возможность изменять жизнь при помощи биотехнологий (играя в бога) и лечить наши болезни, предупреждая причины; мы должны действительно понять раз и навсегда, что сегодняшние проблемы происходят от наших каждодневных действий; таким образом, мы должны научиться уважать любую жизнь, с которой разделяем наше короткое путешествие на Земле, нежели чем эксплуатировать, уничтожать, сдирать шкуру, подвергать вивисекции и т. д.; в конце концов мы должны научиться доверять только тем, кто ищет правду без добывания многого в терминах заработка, престижа и личной репутации, но делает это по причине простого наслаждения открытий. Так, как это делают те, которые смотрят в глаза панголинов в клетках на рынке Уханя и не обвиняют их из-за маленького реванша, который они получили, во имя всех видов нашей Планеты, передавая вирус, который является результатом страданий их души, а напротив умоляют их прощение и прощения всех тех живущих существ, изнасилованных нашим, часто глупым, жестоким и равнодушным видом, который лучше будет искать в заговорах, в чем-то вымышленном, в похожих на себя, против себя самих смысл всего плохого, реального, что мы делаем жизне на Земле.

Как писал итальянский доктор Карло Урбани – первый медик, который открыл SARS 2002, вызываемого коронавирусом SARS-CoV и нашел лечение, прежде чем заболеть и оставить большую пустоту для человечества: «Я вырос в погоне за миражом воплощения мечты. И сейчас я верю, что я добился этого. Я осуществил мечты и требую больше от жизни. Поверхностность для меня стала нетерпимой, равнодушие заставляет меня быть почти жестоким: я из-за болезненной страсти и романтизма продолжаю верить, что можно сказать без колебаний: ‘это ошибочно’, или это ‘отвратительно’…».

Это перевод статьи, научная версия которой была опубликована peer-review в журнале Gaia . Все права защищены: Роберто Каццолла Гатти®